Включить версию сайта для слабовидящих
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
рп Куйтун, ул. Ленина, 38
Телефоны: 8 (39536) 5-14-64 | 8(39536) 5-24-83
Главная / МКУ /Эффективные подходы к реализации программ экологического воспитания дошкольников.

Эффективные подходы к реализации программ экологического воспитания дошкольников.

 «Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть». 

   Природа хрупка и ранима. В последнее время всё   чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди – все это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.

   В связи с этим слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, как наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

   Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста. Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет, но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного формирования этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям. Это обязывает педагогов сделать всё возможное, чтобы заложить в сознание ребёнка необходимость построения гармоничных взаимоотношений с миром. Процесс формирования культуры природолюбия должен стать одним из основополагающих в работе с детьми. Ввести ребёнка в мир природы, научить его понимать её, воспитать бережное отношение к ней – важнейшая задача детского сада и родителей.

   С целью экологического воспитания дошкольников в муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении детском саду «Улыбка» 19 мая 2021г. состоялось районное методическое объединение, в котором приняли участие 32 педагога ДОУ Куйтунского района. Открыла данное мероприятие заведующая детским садом «Улыбка» Бобарень Марина Александровна. Она акцентировала внимание присутствующих на важности данного вопроса в воспитании дошкольников. Поделилась с коллегами опытом работы по реализации в дошкольном учреждении двух образовательных программ: парциальной программы С.Н.Николаева «Юный эколог» и регионального компонента «Байкал – жемчужина Сибири» и опытом работы детского сада во Всероссийскому движении «Эколята-дошколята». Затем группа ребят исполнила гимн «эколят-дошколят», а воспитатели Эколята стали ведущими модераторами в сопровождении методического объединения.

   Заместитель заведующего по ВМР Носоченко Марина Анатольевна представила опыт работы по теме: «Эффективные  подходы к реализации программ экологического воспитания дошкольников».

   Формы  работы в дошкольном учреждении д/с «Улыбка» по данному направлению  разнообразны: «Огород на подоконнике»; экологические акции «Скворечник», «Берегите воду», «Батарейки, сдавайтесь!», «Покормите птиц зимой», «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят», участие в областном конкурсе «Юный фермер» (Диплом 3 и 2 степени), Всероссийский детский экологический форум «Зелёная планета» (диплом 2 степени); создание экологической развивающей среды:  макеты озера Байкал, экологическая комната, театрализация «Сказки дедушки Байкала. Рождение Сибирячка». И, конечно же, самое главное -торжественное вступление детей старшего дошкольного возраста в «Эколята-дошколята».

    Весь день был насыщен творческой работой. Воспитатели младшей группы Нестерова Светлана Ивановна и Дектерёва Ольга Богдановна показали работу с младшими дошкольниками: разучивание песенок-потешек, работа с родителями по театрализованной деятельности.

   Родители средней группы охотно приняли участие в театрализованном представлении

«Сказки угрюмого леса». Как было радостно детям, когда провинившиеся герои сказки родители в образе «туристов», просили прощение у детей за разбросанный мусор в лесу. Вся сказка была построена на тесном взаимодействии ролей «воспитатель» - «родитель» - «ребёнок».

    Воспитатель Марченко Инна Николаевна   представила   экологический проект в старшей группе «Мы против мусора – в чистом садике живём». Ребята старшей группы сами озвучили актуальность своего проекта: мусор, с которым сталкивается каждый, несанкционированные свалки.  В ходе проекта провели акции: «Чистая вода – здоровая земля», «Сдай батарейку – спаси Планету»; выпустили коллективную газету «Планета в опасности»; прошёл трудовой десант «Очистим игровую площадку от мусора». Итогом работы над проектом«Вторая жизнь мусора» стало выполнение поделок и костюмов из бросового материала, ребята сами изготовили вторичную бумагу из макулатуры, на листе которой составили коллективный рисунок на экологическую тематику. В заключение состоялось дефиле юных моделей в костюмах из бросового материала.

   Воспитатель Подрез Людмила Геннадьевна провела занятие в подготовительной к школе группе «Эксперименты по очистке воды». Озвучена проблема: «дети все больше проводят времени за компьютером, у телевизоров и меньше – на природе. Имеют низкий уровень знаний об окружающей среде, не владеют навыками бережногоотношения к растениям, животным, насекомым. Взаимодействие ребёнка с природой – чрезвычайно актуальная проблема…». В результате проведенных экспериментов дети познакомились cо способами очистки воды при помощи разных материалов. У воспитанников активизировалась исследовательская активность, формировался навык организации эксперимента и получения результата. Занятие способствовало развитию мыслительных способностей: сравнения, обобщения, анализа, воспитания бережного отношения к источникам воды в природе.

   Участники мероприятия посетили экологическую комнату, состоящую из   5 зон. Каждую зону представляет определенный сказочный персонаж – Эколенок.

   Зона1. Огород на подоконнике. Представляет Эколенок Тихоня.

   Цель: воспитание экологической культуры детей, развитие познавательных интересов, представлений о труде человека в огороде, формирование эстетических чувств дошкольников.

   Зона 2. Стенд «Животный и растительный мир Прибайкалья». Представляет Эколенок Ёлочка.

   Цель: ознакомление дошкольников с животными и растениями Прибайкалья в рамках реализации регионального компонента «Байкал – Жемчужина Сибири».

   Зона 3. Стенд «Царство цветов и овощей». Представляет Эколенок Ёлочка.

   В этой зоне представлена фотогалерея процесса посадки огородных культур, пересадки, ухода, высадки рассады на приусадебный участок, высадки цветов в клумбы, уборка урожая, результат.

   Зона 4. Выставка творческих работ «Содружество с ДДТ «Город мастеров»». Представляет Эколенок Шалун.

   Представлены поделки из бросового материала, рисунки на экологическую тематику.

   Зона 5. Уголок «Эколята-дошколята на защите Байкала.» Представляют все 4 Эколенка.

   Экологическая комната отражает деятельность дошкольников по экологическому воспитанию, а также маршрут спланированной работы воспитанников по данному направлению.

   Итогом представления положительного опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников стал флешмоб «Берегите Планету!», в котором приняли участие все работники учреждения совместно с детьми.

   Продолжили работу РМО педагоги ДОУ «Капелька», «Солнышко», «Незабудка», «Родничок», представив опыт работы своих коллективов по данному направлению.

   При подведении итогов работы методического объединения следует отметить, что тематика МО отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед педагогами детского сада: как через экологическое воспитание развивать детей.  Педагоги МКДОУ детского сада «Улыбка» проявили творческую активность при обмене опытом работы, представили в разных формах опыт своей работы: презентации, видеоролики, мастер- классы.  Количественные и качественные показатели открытых педагогических мероприятий, освоение инновационных технологий, активное практическое применение проектной деятельности является индикатором возросшей методической компетенции и повышения педагогического мастерства воспитателей. 

                                                                                   МКУ «Центр МиФСОУ КР»

                                                                    Информационно-методический отдел

 

                            

|
Просмотров: 216
Наверх страницы