Включить версию сайта для слабовидящих
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
рп Куйтун, ул. Ленина, 38
Телефоны: 8 (39536) 5-14-64 | 8(39536) 5-24-83
Главная / МКУ /Родительский клуб в детском саду Социально-педагогический долгосрочный проект «МЫ ВМЕСТЕ»

Родительский клуб в детском саду Социально-педагогический долгосрочный проект «МЫ ВМЕСТЕ»

   Федеральный государственный образовательный стандартдошкольного образования главной задачей определяет обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от пола, нации, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Для решения данной задачи педагогическим коллективом МКДОУ «ДСКВ № 3 «Солнышко» разработан инновационный социально-педагогический проект по поддержке семей  « Мы вместе». Идея проекта заключается в создании в среде ДОУ многопрофильного родительского клуба для оказания психолого-педагогической помощи родителям воспитанников ДОУ, родителям детей, не посещающих дошкольное учреждение, а также родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих ДОУ, и повышения, таким образом, их компетенции в вопросах воспитания, развития и образования дошкольников.

   Проект разработан совместно с комплексным центром социальной поддержки населения Куйтунского района. В рамках реализации проекта, были созданы площадки-студии: студия «Декор», руководители Панковец О.А, Сергеева О.А, Панковец М.А;  студия «Мир красок» – руководители Басак О.Ю, Рыкова Е.В, Камалеева Л.Ф; студия «Ритм-речь –движение» руководители студии - специалисты: учитель-логопедСилкина Е.Н,музыкальный руководитель Капралова С.А, инструктор по физической культуре Саприкова Е.А;  студия «Почемучки» руководители студии – педагоги Залага О.Н, Федорова О.С, Усольцева Н.А; студия «Театральная мозаика»– руководители Андреева М.В, Покацкая А.Н, Колесникова Л.Г; студия «Психолог-и-я». руководитель психолог Прокопьева Н.С.                       

-  В рамках студии «Декор» педагоги знакомили родителей с декоративно-прикладным творчеством. Почему было взято именно это направление? Декоративно-прикладное творчество – это великолепная возможность раскрыть творческий потенциал ребенка. В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев».

   Студию посещают родители детей с разными проблемами здоровья. Работа студии проходила одновременно в онлайн режиме и на площадке детского сада. Это давало  возможностьпедагогам охватить большое количество родителей и детей. Проводя работу с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, педагоги  показывали родителям, как детям объяснять материал доступно, наглядно, повторять несколько раз и обязательно сопровождать показом.  Особенные дети сложнее усваивают материал и быстрее его забывают. После занятия педагогивместе с родителями    анализировали работы детей, обучали родителей видеть успехи каждого ребёнка, хвалить ребенка независимо от полученного результата, настраивать ребенка на то, что в следующий раз все будет гораздо лучше.Главное заключается в том, что родители должны дать своим детям возможность реализовывать свои интересы, демонстрировать способности, не боясь неудач.Благодаря разнообразию материала студия «Декор» всегда остается интересной для особенных детей и их родителей. Они присылают свои работы, просятсовета и всегда на связи. Опыт позитивного взаимодействия с родителями в студии способствует личностному развитию и успешности детей.                                                                          

- На студии «Мир красок» педагоги проводят совместные занятия с родителями и детьми, знакомя их с нетрадиционными техниками рисования. Направление работы студии ориентировано на решение важной социальной проблемы - психологическое сопровождение семей, имеющей детей с особыми образовательными потребностями. Психолог Ольга Новикова считает: "Рисунок для ребёнка является не искусством, а речью. Рисование даёт возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребёнок абсолютно свободен".  Именно поэтому направлением студии стали занятия по изобразительной деятельности с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. В рисовании у ребёнка не бывает неудач. Они, умеют рисовать всегда, сегодня - так, завтра не хуже или лучше, а просто иначе.Задачами работы студии «Мир красок» является знакомство родителей с техниками нетрадиционного рисования, которые являются хорошим средством творческой реабилитацией детей не только в детском саду, но и дома.  В студии педагоги помогают родителям адаптировать в социуме детей.В работе используются приемы и методы:

-прием «Рука в руке», применяется  в работе с детьми, имеющими  нарушения моторного развития,

-практический метод - многократный и детальный показ действия выполнения рисунка,

-метод наглядности - использование образцов, инструкционных карт.                   

   Благодаря проекту «Мы вместе» детский сад тесно сотрудничает с семьями детей с ограниченными возможностями, которые не посещают детский сад. Такие встречи важны родителям в силу того, что большую часть времени они находятся «один на один» со своими детьми, поэтому рады любой поддержке со стороны педагогов.  Организуя встречи студии «Мир красок» онлайн на платформе Zoom, педагоги на практике помогают не только детям в творческой реабилитации, но и родителям снять эмоциональное напряжение и усталость.

-  В рамках студии «Ритм-речь –движение». Руководители студии специалисты: проводят совместные занятия с родителями по развитию у детей ритма и речи в движениях.Организована работа с родителями в условиях онлайн-студии с целью объединить родителей, дети которых имеют проблемы в речи, движениях и дать им практические умения по развитию темпа и ритма у детей. В связи с пандемией встречи с родителями происходят в онлайн-студии, в виде конференций ZOOM. Родители  подключаются по ссылке, активно участвуют в  онлайн-встречах, задают вопросы, обмениваются друг с другом опытом проведения занятий со своими детьми, внимательно прослушивают сообщения и рекомендации специалистов, просматривают видеофрагменты занятий с детьми, которые они могут впоследствии проводить со своими детьми. К подобным онлайн-встречам стали присоединяться не только родители детей, не посещающих дошкольное учреждение, но и родители, дети которых посещают дошкольное учреждение. По завершении каждой встречи родители  получают печатные методические материалы в виде буклетов, памяток.  родители отправляют педагогам отзывы о проведённых мероприятиях, где они высказывают пожелания продолжать подобные встречи, предлагают темы для обсуждения. На основе предложений  планируется  работа студии.

   В современных условиях онлайн-встречи считаются эффективной практикой в работе с родителями. Данная форма взаимодействия педагогов с родительским сообществом востребована, доступна, необходима, интересна в практическом плане. Специалисты рекомендуют данную практику для использования в образовательных учреждениях.

   - На студии «Почемучки». Руководители студии проводят занятия по опытно-экспериментальной деятельности.Педагоги считают что, ребенок, независимо от состояния своего здоровья, рождается исследователем. Как и все дети, он проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям.        Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Опытно-экспериментальная студия «Почемучки» направила свою работу на развитие познавательного интереса особенных детей. Работу студии начали с анкетирования среди родителей детей с ОВЗ, посещающих и не посещающих детский сад. Выявив наиболее интересные темы для детей, педагоги разработали и составили перспективный план студии «Почемучки». Примечательно то, что подобранный практический материал доступен для особенных детей. Работа студии проходила как в очном, так и в дистанционном режиме на платформе «Zoom». Родители поддержали идею, выразили одобрение в том, что работа проходит в разных форматах, чтодает равноправную возможность всем желающим подключиться к работе студии, в удобное для них время.                                                                      

   Педагоги познакомили родителей, как организовать экспериментальную лабораторию в домашних условиях, в доступной форме показали, как проводить элементарные опыты и эксперименты, наблюдения в окружающем мире, анализировать и делать выводы. Конечно, для семей, чьи дети посещают детский сад, было проще включиться в работу студии, так как они были знакомы с экспериментированием. Но спустя несколько занятий родители стали более раскрепощенными, уверенными в своих силах, стали присылать свои опыты с детьми, делится своими идеями. В вайбере  создана группа, где родители  делятся результатами, достижениями своих детей.

   - В рамках студии «Театральная мозаика»– руководители проводят совместные занятия для детей и взрослых по театральной деятельности.На площадке театральной студии педагоги работают с родителями детей с ОВЗ. Первая и самая главная задача  работы студии - помочь детям с ОВЗ свободно общаться в окружающем мире, то есть  социально адаптироваться. Вместе с родителями и детьми педагоги изготавливают своими руками разные виды театров, а затем совместно обыгрывают героев сказок и потешек. В своей работе педагоги применяют разные методы и приёмы, такие как: игра, метод игровой импровизации, упражнения на расслабление и напряжение мышц, инсценировки, рассказ, драматизации, беседы. Дети с удовольствием включаются в игру, обыгрывают героев сказок, озвучивают их вместе с родителями. Все методы используются в комплексе и дополняют друг друга. Согласно полученным от родителей отзывам, дети с ОВЗ впоследствии с лёгкостью вступают в контакт со  сверстниками и взрослыми. Таким образом, можно сделать вывод, что через совместную театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребёнка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.                                      -  На студии «Психолог-и-я» психологом проводилась с родителями работа по повышению психолого-педагогических компетенций родителей, а также поддержка их уверенности в собственных возможностях.   Педагогом-психологом и родителями рассматривались практические ситуации: как предупредить детскую агрессию, как бороться с истериками, как цвет влияет на состояние ребенка и многие другое. Родители имеют возможность приходить на индивидуальные и групповые консультации. В студии родители общаются друг с другом, делятся опытом и не чувствуют себя обделенными.

   Каждая площадка работает 1 раз в месяц. Изначально, планировались очные встречи на площадках-студиях с родителями в рамках детского сада. Но в связи с введением ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией, большая часть работы ведется дистанционно. Педагоги организовали комплексное сопровождение семей с детьми ОВЗ и инвалидов, создавая условия для обмена педагогическим и семейным опытом, который позволил в онлайн формате повысить компетентность родителей в вопросах образования и воспитания детей. На площадках проводились   занятия, давались рекомендации по улучшению взаимоотношений с детьми. При нормализации эпидемиологической обстановки родители могли посещать занятия  педагогов в детском саду. Родители детей с ограниченными возможностями активно принимали участие в площадках- студиях в онлайн формате.

   Стоит отметить тесное сотрудничество со специалистом ОГБУСО КЦСОН Куйтунского района Черепановой М.А. Вместе с ней были проведены мероприятия, во время которых был создан тесный контакт между педагогами ДОУ и родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающими дошкольное учреждение.

   В итоге реализации инновационного проекта «Мы вместе» произошла мобилизация творческих способностей педагогов в области сотрудничества с родителями, укрепился авторитет педагога. Улучшилось качество партнерских отношений между дошкольным учреждением и родителями, повысился уровень психолого-педагогических компетенций родителей.

С опытом данной работы педагогический коллектив детского сада «Солнышко» 30 августа 2021 года принял участие в форуме инновационных площадок г.Иркутска, проведённым АНО НИИП «Школа развития альтернативных способностей у детей с ОВЗ и детей инвалидов «От равных прав – к равным возможностям» и получил положительные отзывы от руководителя площадки кандидата педагогических наук,доцента  О.В.Пуляевской и коллег из других районов Иркутской области.

            ИМО МКУ«ЦентрППиФСОУ КР» Старший воспитатель МКДОУ ДСКВ №3 «Солнышко» Москвина И.В.

|
Просмотров: 212
Наверх страницы