Включить версию сайта для слабовидящих
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
рп Куйтун, ул. Ленина, 38
Телефоны: 8 (39536) 5-14-64 | 8(39536) 5-24-83
Главная / МКУ /ФГОС: от идеи к развитию

ФГОС: от идеи к развитию

ФГОС: от идеи к развитию

А.В.Дырочко,

 начальник информационно- методического отдела

Управления образования АМО Куйтунский район

  Образование в современном обществе имеет своей целью наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей личности, которые являются выражением не только ее стремления к наиболее полной самореализации , но и следствием воздействия условий быстро меняющего мира. « Либо школа кардинально трансформируется, либо она просто исчеснет», такое категоричное заявление делает А.Пинский. Изменения, происходящие в обществе,обусловливают направления изменений школьного процесса обучения в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

   В Управлении образования АМО Куйтунский район  в очередной раз состоялось заседание Координационного совета по проблемам введения федеральных государственных стандартов начального общего образования.

  На совете заслушаны отчеты     координаторов образовательных учреждений  по введению ФГОС НОО: Уянской СОШ, Андрюшинской ООШ,   Уховской СОШ, Алкинской ООШ,  Барлукской СОШ,Усть-Кадинской СОШ, Амурской ООШ,    Панагинской ООШ и др.

 Из выступлений  можно отметить, что процесс работы над внедрением новых стандартов начался  в 2011 учебном году и осуществлялся через создание и изучение нормативно- правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней по внедрению ФГОС НОО. В образовательных учреждениях сформированы рабочие группы по введению ФГОС, разработаны основные образовательные программы образовательного учреждения, созданы планы методической работы в условиях введения ФГОС, внесены дополнения в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС, заключены договора с родителями учащихся, проводится работа по информированию    родителей о ходе реализации стандартов второго поколения.

 Создан банк программ внеурочной деятельности.   Программы разработаны по следующим направлениям: социально-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное. Кроме этого в каждом образовательном учреждении  имеется банк рабочих программ по учебной и внеурочной деятельности.

Отмечаются положительные тенденции: учителя используют в образовательной практике учебно-методические разработки и материалы, ориентированные на стандарты нового поколения, осознают необходимость перехода на развивающие системы обучения,  организована возможность профессионального общения педагогов и обмена опыта с коллегами,реализуетсявнутрикорпоративное обучение.

Динамика количественных показателей организации методической работы с педагогами муниципалитетав различных формах положительная. (конференции, семинары, круглые столы, консультации, презентации, публикации и т.д.) Ведь новым для учителей стало понятие « универсальные учебные действия».Как развивать ученика педагогам знакомо, а вот как перестроить сформировавшиеся убеждения и поступки учителя –взрослого человека-является серьезной проблемой в период введения стандартов второго поколения.Поэтому на муниципальном уровне решается важная задача- повышение квалификации педагогических работников по проблеме ФГОС дошкольного, начального, основного общего образования.Курсы повышения квалификации по ФГОС начальному образованию прошли 98% педагогов. Руководители образовательных учреждений обучаются по программе « Менеджмент организации.Менежжмент образования» в количестве 54 человек, 30 руководителей уже имеют дипломы о переподготовке по работе с кадрами в новых условиях.

Наблюдения за учащимися при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но иумеют рассуждать, делать выводы, обосновывать свое мнение; умеют работать в паре, показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватнооценивает свою деятельность на уроке.

Наблюдения за работой учителя на уроках свидетельствуют о том, что учитель обладает достаточным уровнем методической подготовки,  выстраивает учебный процесс по принципу « ученик-субъект учебной деятельности»; владеет мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации,ИКТ- средствами.

Вскрылись и определенные проблемы при реализации ФГОС НОО: в части материально- технического обеспечения: в здании школ недостаточно учебных кабинетов для организации внеурочной деятельности; в части информационно- методического обеспечения: требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно- методического. Введение ФГОС НОО выявило проблемы кадрового характера: сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика  проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий реализации проектной деятельности, которая требует от педагога владения в совершенстве приемами, технологиями метода проектов.В части оценочной деятельности и диагностики: отсутствие в большинстве школ диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя ; работа по введению портфолио как форме оценивания учащихся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями.Следует отметить, что недостаточно реализуется психологическое сопровождение учащихся при введении ФГОС из-за отсутствия педагогов – психологов в большинстве образовательных учреждений.

Процесс реализации нового стандарта проявляется, главным образом,в перестройке содержания уроков и организации деятельности обучающихся.Поэтому, моделируя урок, необходимо придерживаться определенных правил и подходов использовать новую технологическую карту урока, уметь организовывать внеурочную деятельность по предметам.Организация исследовательской деятельности в рамках урока, внеурочной деятельностикак   способствует выполнению требований ФГОС и жизни: ребенок должен научиться свободно пользоваться полученными знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни, освоить новые виды деятельности. Все эти основные аспекты нового стандарта были обсуждены методистами, координаторами ФГОС НОО на координационном совете, намечены дальнейшие пути обеспечения инновационного сценария развития общеобразовательного учреждения как системы, ориентированные на новые образовательные результаты. К сожалению, они у нас  пока оставляют желать лучшего!

Проблем много. Они решаемы.  Главное - не отступать и идти намеченной дорогой.   И помнить, что никакие даже самы замечательные методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с кадров. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности еще не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования , согласно новому стандарту , могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.

« Время есть величайший из новаторов»,- говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое время» со старыми стандартами « войти» нельзя . Поэтому введение новых образовательных стандартов – это веяние времени.

|
Просмотров: 210
Наверх страницы