Рекомендации от учителя – логопеда родителям дошкольников и младших школьников
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ
С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения. Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.
Что входит в это понятие? Что же конкретно ребенок должен знать и уметь? И как отразится несформированность этих знаний и умений на дальнейшем усвоении школьных навыков?
Самая распространённая ошибка родителей заключается в невнимании к речевым проблемам ребёнка до его поступления в школу: «В школу пойдёт, там разберутся!» Но, к сожалению, на практике мы наблюдаем сложности в школьном обучении из-за несформированности устной речи дошкольника. Давайте будем немного внимательней, прислушаемся к ребёнку, поможем преодолеть не только настоящие, но и предупредить возможные трудности устной и письменной речи.
И в этом нам поможет схема «Айсберг речевых проблем ребёнка», нижеследующая таблица и речевые игры.
Как часто родители видят, а точнее-слышат только часть проблемы, «вершину айсберга». Ребёнок не произносит или неправильно произносит один или несколько звуков и это «режет» слух. Конечно, необходимо заняться коррекцией звукопроизношения. Но кроме замеченной проблемы, к сожалению, зачастую «под водой» остаётся огромный «айсберг» речевых проблем ребёнка.
Итак, вершина «айсберга»- фонетика (звуковая сторона речи), которая включает в себя звукопроизношение, фонематический (языковой) слух, анализ и синтез. В таблице мы увидим, что должен уметь ребёнок, и к каким последствиям в школьном обучении приведут его «неумения». Это достаточно серьёзные проблемы письма и чтения. Далее, после таблицы, приведены замечательные игры для развития определённых речевых навыков ребёнка. Игры подобраны по разделам, не требуют материальных затрат и будут полезны как дошкольнику, так и младшему школьнику.
Следующий очень важный раздел - лексическая сторона речи (словарный запас). Трудно представить себе успешного школьника со скудным словарным запасом, не понимающим смысла прочитанного текста. Поэтому накопление словаря с помощью речевых игр крайне важно до поступления в школу.
Грамматическая сторонаречи русского языка очень сложна для взрослого человека, что уж говорить о дошкольнике! Нередко мы замечаем, что в речи ребёнка слова «не дружат» между собой, не придаём этому значения, а последствия нашей невнимательности весьма удручающие. Чего только ошибки на письме в падежных окончаниях стоят! Загляните в таблицу, оцените важность освоения грамматики и приступайте с ребёнком к играм на её формирование.
Подножие «айсберга», его основание – связная речь. Именно по ней мы судим об интеллектуальных возможностях человека. Умение изложить свои мысли, пересказать текст, поддержать беседу, развёрнуто поведать о каких-либо событиях - всё это очень важно для школьника. И связная речь, конечно, не состоится без грамотно оформленной звуковой и грамматической стороны речи, богатого словарного запаса. Освойте игры на развитие связной речи и предложите ребёнку поиграть!
Даже если у ребёнка всё замечательно, словесные игры будут нелишними: они прививают внимание и интерес, «вкус» к родному языку, помогают Вашему ребёнку свободнее и грамотнее изъясняться, быть успешнее в обучении.
№ |
Какие стороны речи должны быть сформированы |
Ребенок должен уметь |
Последствия несформированности различных сторон речи |
1 |
Фонетика (звуковая сторона речи):
а)звукопроизношение
б)фонематический слух
в)функции языкового анализа |
-правильно произносить все звуки речи и различать их на слух;
-четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);
-говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации; изменять темп речи с учетом содержания высказывания; -различать отдельные фонемы (основные звуки) на слух в сильных и слабых позициях; различать фонемы, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам: звонких и глухих (п-б, с-з, т-д, к-г, ш-ж, ф-в) шипящих (ш, ж, ч, щ) и свистящих (с, сь, з, зь, ц), соноров (р, рь, л, ль); -уметь повторять слоговые ряды со звонкими и глухими, шипящими и свистящими, сонорными звуками; -уметь выделять звук из слога и слова; -придумывать слова с заданным звуком; -определять наличие звука в названиях картинок;
-делить предложения на слова;
-делить слова на слоги; уметь выделять все звуки в словах;
-устанавливать последовательность звуков в слове.
|
Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).
Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении
Недоразвитие фонематического слуха проявляется в трудностях овладения навыком чтения и письма. При чтении ребенок путает названия букв, пропускает буквы в словах и не замечает этого. В письме заменяет буквы, обозначающие звонкие согласные на глухие - оглушение и наоборот озвончение (бочка-почка, зайка-сайка, дом-том), заменяет твёрдые на мягкие и наоборот (дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов). Весь процесс обучения грамоте основывается на умении ребёнка анализировать каждый звук в слове, отличать его от других звуков.
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки: -слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);
-пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);
-пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»); -перестановки букв (комната – «конмата»);
|
2 |
Лексическая сторона речи (словарный запас) |
-точно подбирать слова; -уметь употреблять разные части речи точно по смыслу; -ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое; -дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»); -употреблять сложные слова (например: длинноногий); -пользоваться эпитетами (например: чистое поле); -подбирать метафоры (например: туча комаров); -использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову); -подбирать и использовать в речи синонимы (например: храбрый – смелый – отважный), антонимы, существительные с обобщающим значением.
|
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.
В более старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме. |
3 |
Грамматическая сторона речи:
а) Навыки словоиз-менения
б) Навыки словооб-разования |
-изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
-употреблять различные предлоги;
-согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце); согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей); правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.);
-образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи); -образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел); -образовывать название детенышей животных; -образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья); |
В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы (на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении структуры слова:
ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – « много деревов», на санках – «на санков»); пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»);
-замены суффиксов (козлята – «козленки»);
-замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»);
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.
|
4 |
Связная речь |
-уметь отвечать на вопросы и задавать их; -свободно общаться с взрослыми и сверстниками; -поддерживать разговор на темы, доступные возрасту; рассказывать о пережитых событиях; -уметь пересказывать содержание литературных текстов (сказки, рассказа); -описывать окружающие предметы, -составлять рассказы о предметах по плану, предложенному взрослым; -составлять рассказ по серии сюжетных картин; -раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности; -строить сложные предложения разных видов.
|
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, устных ответов, а в более старшем возрасте в написании сочинений и изложений. |
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
1.Игры для развития звукового анализа:
- Придумать слова с 3, 4, 5, 6 звуками;
-«Звуки прячутся в словах»-подобрать слова, в которых заданный звук был бы в начале, середине, конце слова (шуба, уши, ковш);
-«Добавлялки»-добавить различное количество звуков к одному ми тому же слову, чтобы получилось слово: ПА – (пар), ПА - (парк), ПА – (паром), ПА – (паруса);
-«Изменяшки»-преобразовать слова:
добавлять звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;
изменять один звук слова: сом – сок – сук – суп и т.д.;
-«Составляшки»-составлять слова из букв одного слова: крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира и др.)-игра для детей постарше – младших школьников;
-«Цепочка слов»-от слова образовывать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука;
-Игра с кубиком. Ребёнок бросает кубик и придумывает слово, состоящее из определенного количества звуков, в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
Игры для развития языкового анализа:
-придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов; ------придумать предложение с определенным количеством слов;
-«Добавь словечко»-увеличить количество слов в предложении («Маша увидела котенка» - 3 слова, «Маша увидела пушистого котенка» - 4 слова, «Маша увидела очень пушистого котенка» - 5 слов);
-определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово);
Игры для развития слогового анализа:
-повторить слово по слогам, сосчитать количество слогов;
-определить количество слогов в названных словах;
-разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 1,2,3,4 слога.
2 Игры для развития лексики (словарного запаса):
-«Ассоциации» Взрослый называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово, какое придет в голову: стол – (еда), говорит – (слушает), желтый – (лимон), быстро – (медленно); 2) классификация предметов «овощи и фрукты», «домашние и дикие животные», «домашние и дикие птицы», «посуда и мебель», «одежда и обувь» и т.д.;
-«Сочини загадку», «Отгадай загадку»- придумывание и отгадывание загадок;
-«Слова - «неприятели»: придумывание антонимов (день – ночь, войти – выйти, утро – вечер, добро – зло и т.д.);
-«Объясни словечко»-объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ - железный ключ, острая коса – длинная коса, глубокая норка – пушистая норка, больная ножка – деревянная ножка;
-«Скажи какой?» - подбор прилагательных. Взрослый-Кресло какое? Ребёнок – мягкое, серое, гладкое, удобное, новое, красивое и т.д., чем больше, тем лучше);
-«Скажи, что умеет?» - подбор глаголов. Взрослый - Лошадь умеет…Ребёнок – щипать траву, ржать, бежать, лягать, пастись, лежать, везти и т.д.);
3 Игры для развития грамматического строя речи (словообразование):
-«Назови ласково»: (шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др. Обязательно берём слова среднего рода – ухо, ведро, утро, место и т. д.)
-«Где что хранится?» (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты, мыло, масло, соль и др.);
-«Мама, папа, детёныш» (волк-волчица-волчонок);
-«Назови профессии»( «Кто носит багаж?» (носильщик), «Кто вставляет стекло?» (стекольщик), «Кто чинит часы?» (часовщик) и др.)
Игры для развития грамматического строя речи(словоизменение):
-«Богач – бедняк» ( Взрослый и ребёнок могут меняться ролями. Бедняк: У меня стол. Богач – А у меня – столы и т.д.)
-«1-2-5» (одно крыльцо-два крыльца-пять крылец). С 5 лет обязательно берём слова среднего рода и названия детёнышей животных и птиц, они вызывают наибольшие трудности. Например: полотенце, кресло, дерево, ведро, жеребёнок, цыплёнок );
-«Я и ты», «Я и вы», «Я и мы», «Я и он» (Например: Я бегу! И ты…ребёнок дополняет – бежишь, я стою! И ты…стоишь. Я лечу, и вы …летите, я молчу, и вы…молчите. Можно меняться ролями, чтоб ребёнок придумывал для Вас глаголы)
4 Игры для развития навыков связной речи:
-«Объясни словечко» (Например: Утюг – это…Ребёнок продолжает: небольшой электрический прибор для разглаживания одежды, он включается в розетку, нагревается.);
-пересказ небольших текстов;
-рассказ о пережитых событиях, например: поездка в зоопарк; на концерт и т.д.
-составление рассказов о придуманных событиях (путешествие на другую планету, приключения на необитаемом острове и др., здесь ещё и развиваем воображение ребёнка)
-описательные рассказы об окружающих предметах, например: мяч – круглый, красный, резиновый, яркий, большой. Им можно играть, перечисляем, как.
-рассказ по сюжетной картинке (например: « Наряжаем ёлку», «Поход в лес»);
-рассказ по серии сюжетных картинок (учимся последовательности в рассказывании)
Успехов Вам и Вашему ребёнку!